Все мы привыкли к рекламным баннерам, пушам, видео… Но недавно появилась реклама там, где её точно никто не мог ожидать: в терминале Linux (консоли)! Реклама Ubuntu Canonical (в терминале) уже вызвала большие и, что тут скажешь, справедливые споры.
Microsoft годами приучала нас к навязчивым, даже агрессивным рекламным кампаниям своих продуктов с использованием одного и того же программного обеспечения. Все мы помним, какие странные ситуации происходили во время принудительного апгрейда Windows 7 до Windows 10.
Да и дальше было не лучше… Вшивка OneDrive в систему, вездесущая реклама пакетов Office – это лишь верхушка айсберга. Потом как бы случайно в результате ошибки реклама попала в Проводник. Они никогда не предназначались для включения в стабильную версию. Но это означает, что Microsoft тестировала такой рекламный метод. Возможно, компания также изучала, как пользователи отреагируют на его реализацию.
Следует признать, что Microsoft – не единственный поставщик операционной системы, решивший разместить рекламу в ключевых компонентах своей операционной системы. Canonical решила присоединиться к этой группе со своей Ubuntu. И ладно – можно возразить, что Linux – это система, доступная бесплатно и производитель имеет право монетизировать её как хочет. Однако обращает на себя внимание навязчивость рекламы.
Консольная реклама
И нет, дело не в том, что среда рабочего стола Ubuntu заполнена баннерами. Наоборот, она была воспроизведена более «умно» и реклама была размещена в… терминале. Точнее, там, где консоль выводит ответ на определённые команды.
Представитель Longplay Games, то есть игровой индустрии, сообщает по этому поводу:
«Это не нормально Canonical. Я использую Ubuntu только для того, чтобы убедиться, что я могу правильно протестировать наши проигрыватели Linux (мне нужно загрузить Windows по той же причине), но серьёзно, WTF?!?»
Что так возмутило сотрудника Longplay Games? Ну и что появилось в терминале после выдачи стандартной команды обновления системы:
В ответ Ubuntu рекламировала другой коммерческий продукт Canonical прямо в терминале. И наибольшие возражения вызывает не сам факт использования рекламы, а её размещение.
Разместив рекламу в консоли, её увидят все:
- разработчики игр;
- другие программисты;
- администраторы;
- энтузиасты Raspberry Pi DIY;
- да и любые опытные пользователи, использующие Ubuntu на своём декстопе.
Эта особая форма навязчивой рекламы, от которой трудно быстро избавиться, вызвала много критики. И это неудивительно.
Что такое Ubuntu Pro?
Так что остаётся ответить на вопрос, что такого особенного в Ubuntu Pro, что Canonical решила опуститься так низко? Это расширенная модель поддержки (выше той, что предлагается в выпусках с долгосрочной поддержкой), адресованная в первую очередь тем, кто использует Ubuntu в облачной среде:
- AWS;
- Google Cloud;
- Microsoft Azure и др.
Хотя Ubuntu Pro, как указано в самом объявлении, всё ещё находится в стадии бета-тестирования, Canonical по-прежнему заставляет нас платить за дополнительную поддержку. И это немало – лицензия на одну машину стоит 500 долларов в год. И никаких скидок, благодаря которым покупка большей лицензии снизит цену за единицу. За Ubuntu Pro, например, на 5 машин мы будем платить 2,5 тысячи долларов в год.
По крайней мере, так было до недавнего времени. Canonical недавно решила, что при соблюдении строгих условий (т.е. для личного использования и для коммерческого использования в малом бизнесе) лицензия на Ubuntu Pro может быть получена бесплатно до 5 машин на определённый срок.
Это, конечно, сугубо рекламная процедура, что подтверждается рекламой, появляющейся в терминале. Что значит «малый бизнес»? Это будет решаться компанией Canonical индивидуально.
Итак, что же мы получаем, решив воспользоваться предложением Ubuntu Pro? В брошюрах указано, что это:
- «постоянная защита от CVE» (чего нет в обычной Ubuntu?);
- доступ к 23 тыс. программные пакеты с проверкой безопасности;
- вышеупомянутая расширенная 10-летняя поддержка, которая на самом деле выливается в преимущество, позволяя поддерживать стабильность API;
- защита от уязвимостей 0-day менее чем за 24 часа с момента выпуска (опять же – обычным пользователям Ubuntu будет преднамеренно отложен доступ к исправлениям?);
- соответствие стандартам, установленным FedRAMP и HIPAA;
- внутренняя корпоративная сертификация Canonical.
Это не первая реклама Ubuntu (в системе Linux)
Надо признать, что это не первый случай, когда Canonical размещает рекламу в системе. Какое-то время после свежей установки дистрибутива, появлялся ярлык на сайт Amazon (на док-станции).
Для терминальных объявлений настойчивость продвижения Ubuntu Pro не имеет себе равных: Вы не только будете видеть их каждый раз при обновлении из командной строки, но Вам также придётся вручную редактировать файлы конфигурации вашей системы, чтобы удалить их.
Остаётся надеяться, что Canonical лишь частично испытывает наше терпение и быстро откажется от спорной идеи.