Игра Portal – это головоломка от первого лица, разработанная Valve Corporation в 2007 году. Она выделяется на фоне других игр даже спустя более 15 лет.
Видеоигры всегда как-то «нажимают» на игрока. То неигровые персонажи требуют что-то обязательно сделать, то сама игра сажает на рельсы и не даёт вернуться назад или таймер выставить. Короче говоря, без давления – психологического, игрового или дизайнерского – видеоигру представить трудно.
Это нормально: нам с вами, ленивым существам, нужна мотивация, так? А когда нас мотивируют язвительно? Подпускают шпильки про наши интеллектуальные способности? Обидно от этого? Не обязательно!
Игра Portal: сюжет
Под энергичную музыку с радиоприёмника мы просыпаемся в футуристической комнате-клетке. Механический женский голос объявляет, что мы попали в лабораторию исследования природы порталов – и начинаются тесты.
Игровой процесс вращается вокруг портальной пушки, с помощью которой игрок создаёт порталы-червоточины – голубой и оранжевый – и решает головоломки. Сначала нам дают свыкнуться с механиками, но потом задачи становятся более сложными и комплексными. Но не слишком тяжёлыми. Если начнёте «думать порталами», то головоломки будут трескаться как орехи.
Большее количество головоломок разделено на тестовые комнаты, где в стерильном пространстве игроку ничто не мешает. Разве что:
- бассейн с кислотой вместо пола здесь или там;
- автоматические турели;
- энергетические шары и др.
Ну, нам не привыкать нажимать кнопку быстрого сохранения.
Атмосфера игры Portal
Атмосфера в Portal просто шикарная. Стерильность и, иногда, агрессивность помещений держат в здоровом напряжении (если не пугают), а тревожный электронный саундтрек дополняет пространство и не «лезет» в голову.
На фоне этого тот самый механический женский голос, за которым стоит искусственный интеллект GLaDOS. Озвученная актрисой и оперной певицей Эллен Маклэйн, GLaDOS – звезда этой игры. Безжалостно и цинично она комментирует решения игрока, оставаясь с ним до самого конца.
Безразличие к жизни испытуемого, объединённая с необычной для искусственного интеллекта пассивной агрессией находит выход в комментариях, полных чёрного юмора, сарказма и язвительности.
И при этом не полюбить GLaDOS невозможно. Она тебя завуалировано тупым называет – а ты хихикаешь! В игре есть несколько усложнённых карт на скорость, количество шагов и открытых порталов, но чаще всего повторно проходишь Portal именно ради шуток GLaDOS.
Экспериментальная игра
Portal – игра небольшая, экспериментальная. Впервые была вообще издана в составе сборника The Orange Box. Но выстрелила – и в 2011 году вышел в свет сиквел Portal 2, который и по длине увеличился, и новых игровых механик добавил, и персонажей, и даже сюжет, т.к. в первой части он был очень размытый и не очевидный. Хотя и интригующий.
Portal не пытается казаться чем-то, чем он не является – это атмосферная головоломка, пронизанная чёрным юмором. Мрачная и горько-ироничная история раскрывается через комментарии GLaDOS и визуальные подсказки во второй половине игры.
Игра не акцентирует на истории внимание, но стоит только остановиться, присмотреться, прислушаться – и сразу возникает беспокойный вопрос: почему в наблюдательных окошках не видно людей в белых лабораторных халатах?